МОУ "СОШ № 3 г. Пугачева"
Саратовская область, г. Пугачев
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    1. Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    2. Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    3. Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    4. Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Памятка об информационной безопасности детей

    Памятки для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам информационной безопасности детей и подростков. 

    Памятки разработаны Ассоциацией организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям».

    НЕЛЬЗЯ:

    1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

    2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

    3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

    4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

    5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

    ОСТОРОЖНО:

    1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

    2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

    3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

    4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

    5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

    МОЖНО:

    1. Уважай других пользователей;

    2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

    3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

    4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

    5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

    Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;

    3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;

    4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;

    5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";

    6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

    3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;

    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Порядок мониторинга социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, склоняющей обучающихся к асоциальному поведению.

    1. Основные положения

    1.1. Порядок мониторинга социальных сетей по выявлению факторов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению (далее - мониторинг), разработан в целях анализа и оценки социальных сетей, посещаемых детьми, по своевременному выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страницах социальных сетей несовершеннолетних.

    1.2. Задачами мониторинга является: определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся образовательной организации; выявление несовершеннолетних, являющихся условными лидерами (наиболее популярных пользователей); выявление признаков девиантного поведения несовершеннолетних.

    1.3. Предметом мониторинга является информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, а именно: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющая прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего; побуждающая детей вступить в различные секты.

    2. Механизм осуществления мониторинга

    2.1. Обязанность педагогов осуществлять мониторинг социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определяется приказом директора образовательной организации.

    2.2. Мониторинг осуществляется на основе данных, получаемых педагогами в социальных сетях, расположенных в сети «Интернет», к которым могут относиться: Вконтакте, Одноклассники, Фотострана, MySpace, ДругВокруг, Likee, Tik tok, «Мой Мир» на почтовом сайте mail.ru, а также переписываться в мессенджерах - Telegram, Snapchat и др.

    2.3. Мониторинг осуществляется не реже 1 раза в месяц, а в отношении несовершеннолетних, стоящих на различных видах профилактического учета, не реже 1 раза в неделю.

    2.4. Анализу на странице социальных сетей несовершеннолетних подлежит: наличие терминологии, используемой в среде потребителей наркотических средств и психотропных веществ, деструктивных сообществах; наличие в аккаунте информации, свидетельствующей на возникновение у несовершеннолетнего негативных эмоций, а именно гнева, печали, страха, отвращения, презрения, горя, стыда, вины; наличие групп с агрессивными концепциями, склоняющих к противоправным действиям и т.п., «окружение, друзья подростка». Каждая страница пользователя содержит комментарии на так называемой «стене», которые характеризуют круг интересов, увлечений, актуальных на данный момент проблем, манеры общения в сети.

    2.5. Исследование социальных сетей осуществляется в следующем порядке.

    2.5.1. В случае «Открытого профиля» (аккаунт доступен для просмотра пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем, чей аккаунт изучается и доступном для просмотра) осуществляется изучение информации на главной странице аккаунта несовершеннолетнего (в том числе разделы «Фотография профиля», информация размещенная на основной стене аккаунта «Все записи»), а также изучение информации, размещенной в специализированных вкладках на странице несовершеннолетнего (в том числе разделы, «Фотографии», «Подробная информация о себе», «Жизненная позиция», «Личная информация», «Аудиозаписи», «Закрепленная информация», «Подписки»).

    2.5.2. В случае «Закрытого профиля» (аккаунт не доступен для просмотра пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем) осуществляется изучение доступной информации, в том числе: основное фото, «статус» (в случае наличия), доступная для просмотра «информация о себе» («День рождения», «Город», «Место учебы»). В случае «Закрытого профиля», с целью его изучения рекомендуется добавиться к несовершеннолетнему в друзья.

    2.6. Исследование проводится с использованием маркеров риска, то есть признаков, связанных с повышенной вероятностью нахождения ребенка в социально-опасном положении, актуализируемых с учетом структурных и функциональных изменений в исследуемых социальных сетях и направляемых в образовательные организации.

     3. Результаты мониторинга

    3.1. При обнаружении на изученных страницах социальных сетей пользователей информации, указанной в п. 1.3 настоящего Порядка, или «окружения и друзей» несовершеннолетнего сомнительного вида педагог незамедлительно сообщает о выявленных фактах заместителю директора по ВР образовательной организации.

    3.2. Факт выявления информации запрещенной для распространения среди детей педагог фиксирует в форме служебной записки, в которой указываются электронные ссылки на социальные сети, расположенные в сети «Интернет», приложением к которой являются скриншоты соответствующих изображений.

    3.3. Ежемесячно до 3 числа каждого месяца, следующего за отчетным, педагог предоставляет информацию заместителю директора по ВР

    Документы

    Детские безопасные сайты

    http://mults.info/   Каталог короткометражных мультфильмов и ссылка на каталог аудиосказок

    http://www.zoofirma.ru/ Сайт, посвященный животным. Тут публикуются как энциклопедические справки, так и новости и просто веселые картинки по теме. Незаменим для подготовки школьных проектов.

    http://talantikus.ru/  Сайт, позволяющий ребенку поучаствовать в «блиц-олимпиадах» и незамедлительно узнать результат.

    http://pro100hobbi.ru/ На сайте агрегируется информация о различных мастер-классах и хобби, выкладываются разнообразнейшие инструкции по созданию разных необычных вещей своими руками.

    http://zateevo.ru/ Портал для школьников и родителей детей любого возраста. Учащиеся найдут здесь массу справочной информации, интересные статьи и факты, а для родителей здесь имеется масса тренингов и разделов, рассказывающих и в какой кружок отдать младшеклассника, и даже как правильно купать грудничка.

    http://umniki.ru/ Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    1. Ухудшение здоровья ребенка 
    2. Интернет-зависимость 
    3. Просмотр нежелательного контента 
    4. Общение с незнакомцами
    5. Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    • Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
    • Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
    • Ввести ограничения по использованию гаджетов. 
    • Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
    • Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
    • Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
    • Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы педагога в информационном пространстве:

    • Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    • Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    • Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    • Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    • Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    • При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    • Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    • Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    • Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    • О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    • Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    • Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    • Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    • Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Методическое пособие «Медиаграмотность»

    Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.

    Безопасный Интернет для детей

    Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

    Методические и справочные материалы

    Нормативное регулирование

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Документы

    • Все документы
    • Защита персональных данных
    • Локальные нормативные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie